Экологическое воспитание человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в учреждениях дошкольного образования. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое.
Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений в большей степени зависит от организации образовательного процесса.
Удачное сочетание методов обучения и форм его организации позволяет сформировать у дошкольников систему представлений о природе, выработать правильное отношение к растениям и животным, ко всем явлениям природы.
Для экологического воспитания детей используются следующие структурные компоненты:
• циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (за кроликом, живущем в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл, включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;
• ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы. Эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
• совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
• подкормка птиц и наблюдения за ними, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
• «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;
• чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями;
• еженедельное проведение занятий по образовательной области «Ребёнок и природа», на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
• проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Однако ведущим методом познания природы является наблюдение.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи волнуют воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями.
У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой можно предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.
Во время наблюдения обращается внимание на соблюдение детьми правил поведения в природе, делаются тактичные замечания тем, кто их нарушает. При этом можно прибегать к приему «очеловечивания» природы. Например, заметив, что кто-то сдирает кору с березы или ломает веточку, можно сказать следующее: «Тебе больно, когда ты упадешь и хоть немного повредишь кожу руки. Вот и березе болит. Кору содрать с неё – все равно, что повредить кожу на твоем теле». Прием «очеловечения» природы почти всегда вызывает адекватные реакции у воспитанников, оказывает на них значительное эмоциональное воздействие и становится мотивом чувственного отношения к природе.
Наблюдение за объектами природы является наиболее эффективным способом развития уровня экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. В процессе систематического ухода за комнатными растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботится о живых существах, укрепляя таким образом интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
Значительная роль отводится наблюдению, которое помогает определить состояние живого объекта и условий, в которых он находится. Первоначальный осмотр растений и животных позволяет установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению труд становится осмысленным, экологически целесообразным. В организации любого труда в природе выделяют три этапа:
- Наблюдение – осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций.
- Трудовая деятельность в том наборе или объеме, которые были определены при осмотре.
- Заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Занятия по экологическому воспитанию, построенные с использованием метода наблюдения оказываются гораздо более эмоционально насыщенными, а значит, приобретённые знания, умения и навыки, становятся более прочными.
ЛИТЕРАТУРА:
- Варивода, В.С. Методика экологического воспитания дошкольников в схемах и таблицах / В.С.Варивода. – 2-е изд.- Мозырь: Белый ветер, 2010.- 68 с.
- Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С.Варивода. – 2-е изд.- Мозырь: Белый ветер, 2004.- 123 с.
- Николаева, С.Н.Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. - Пермь,1992. – 64 с.
- Петрикевич, А.А. Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста / А.А.Петрикевич. - Минск, 1993. – 52 с.
- Петрикевич, А.А. Воспитание любви к природе у детей 4 – 5 лет. / А.А. Петрикевич.- Минск, 1997 – 56 с.