Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения
К характерным особенностям речевого развития детей 3-4 лет относятся:
- в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
- попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым;
- речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
- внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
- создание собственных словоформ;
- попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
- с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
- и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
- нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
- путают звуки;
- переставляют слоги в словах.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют следующие нормы речевого развития детей 3-4 лет:
- проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
- называть имена близких родственников и друзей;
- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
- распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
- находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
- называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- точно повторять услышанное;
- пересказывать мультфильм, сказку;
- в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Серьёзными отклонениями от нормы речевого развития детей 3-4 лет считаются следующие показатели:
- речь ребенка отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
- его сложно понять;
- в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
- ребенку трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
- глотает окончания слов;
- произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
- не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
- приоткрытый рот;
- частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, требуется обратиться к специалисту.
http://www.vse-pro-detey.ru/razvitie-rechi-u-detej-3-4-let/